7 3 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНАЯ
АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(МУБиНТ)»

по дисциплине
Информационные технологии в юридической
деятельности

На Госуслугах теперь можно подать заявление о запрете на продажу недвижимости без личного присутствия собственника

На Госуслугах теперь можно подать заявление о запрете на продажу недвижимости без очного присутствия собственника. Об этом пресс-служба Росреестра сообщила 28 декабря 2022 года. Подробнее здесь.

Росреестр запустит сервис проверки недвижимости

12 октября 2022 года стало известно о создании Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) онлайн-сервиса для проверки недвижимости перед сделками при помощи QR-кода. Подробнее здесь.

Минцифры представило список ИИ-проектов министерств и ведомств

Как стало известно 16 декабря 2020 года, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ подготовило список ИИ-решений, которые в 2023–2024 годах будут внедрять в российских ведомствах. Росреестр будет распределять документы по типам, анализировать изображения, с помощью которых сможет различать объекты капитального строительства. Подробнее здесь.

Новый куратор цифровизации Росреестра заявила о планах широко применять ИИ

Росреестр разрабатывает цифровую платформу, на базе которой будет создан ряд клиентских сервисов для быстрого оформления недвижимости, удобного поиска земли для жилья и бизнеса и взаимодействия с кадастровыми инженерами. При их создании планируется использовать искусственный интеллект (ИИ). Об этом 13 ноября 2020 года заявила замруководителя Росреестра Елена Мартынова, с июля курирующая процесс цифровой трансформации ведомства.

По словам Мартыновой, Росреестр разрабатывает концепцию цифровой трансформации ведомства на 2021-2023 годы, которая позволит сформировать единую ИТ-архитектуру, оптимизировать бизнес-процессы и в результате качественно и оперативно оказывать весь спектр услуг гражданам по принципу «одного окна», в том числе на едином портале госуслуг.

Для достижения указанных целей ведомство в том числе планирует применять технологии ИИ. К примеру, их предложено использовать в сервисе по распознаванию документов. Этот инструмент поможет проверять документы и извлекать необходимую информацию.


7 3 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Елена Мартынова рассказала, что Росреестр планирует начать применять ИИ в цифровых сервисах для пользователей

Технологии ИИ помогут и при подаче гражданами документов в МФЦ: с их помощью можно будет проанализировать правильность заполнения документов на первом этапе, а также проверить качество сканирования входящих документов. Если заявление обрабатывает искусственный интеллект, то человеку уже не надо вручную заполнять документы. Подача любого заявления будет занимать в среднем не более 5-10 минут, рассчитывают в Росреестре

Кроме того, на основе технологии ИИ ведомство планирует создать систему поддержки принятия решений «Цифровой помощник». В этом случае ИИ будет формировать «второе мнение» для государственного регистратора прав, но при этом окончательное решение будет оставаться за человеком.

Также в ведомстве предложили реализовать проект с использованием ИИ для выявления незарегистрированных объектов капитального строительства на основе данных спутниковых снимков, ортофотопланов и др.

Увеличение доли электронных услуг станет одним из главных направлений цифровой трансформации Росреестра. С начала года доля услуг по учетно-регистрационным действиям в электронном виде выросла в 1,5 раза и теперь составляет более 35%. Около 96% выписок из ЕГРН предоставляются в электронном формате.

На особом контроле у ведомства – регистрация ипотечных сделок, в том числе в электронном формате. С начала 2020 года доля электронной регистрации ипотеки выросла с 9% до 40%, что в два раза превышает показатель нацпроекта «Жилье и городская среда» на 2021 год.

Для успешного перехода на «цифровые рельсы» важно провести реинжиниринг процессов ведомства, подчеркивают в Росреестре. Как сообщила замруководителя службы, 21 октября 2020 года Росреестр завершил переход на ФГИС ЕРГН во всех регионах страны. Это сложный инженерный процесс, который связан с миграцией данных из унаследованных региональных систем в новую централизованную систему.

Регистрация электронных закладных по ипотеке

В августе 2018 года Росреестр зарегистрировал первые электронные закладные по ипотеке. Подробнее здесь.

Рост количество заявлений на регистрацию прав в электронном виде составил 27%

За одиннадцать месяцев 2016 года в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии («Росреестр») через интернет было подано более 318 тыс. заявлений о регистрации прав. В 2016 году среднемесячный прирост заявлений о регистрации прав в электронном виде составил 27%. Использование электронных услуг «Росреестра» исключает необходимость личного посещения ведомства, что минимизирует коррупционные риски.

За 11 месяцев 2016 г. наибольшее количество заявлений на регистрацию прав в электронном виде направлено в Республике Татарстан (18,9 тыс.), Московской области (18,7 тыс.), Челябинской области (15,4 тыс.) и Республике Башкортостан (15,1 тыс.).

В целом за 11 месяцев 2016 г. « Росреестр» оказал в электронном виде 45,9 млн услуг по регистрации прав, кадастровому учету, выдаче сведений из ЕГРП и ГКН. Доля электронных услуг «Росреестра» по итогам 11 месяцев 2016 г. составила 70,4%. Наиболее востребованы в электронном виде сведения из ЕГРП. За отчетный период доля запросов на их получение составила 72% от всех заявлений на предоставление услуг «Росреестра», поданных через интернет.

«Росреестр» начал принимать документы на государственную регистрацию прав в электронном виде с 1 июня 2015 г. на всей территории Российской Федерации. В настоящее время все наиболее востребованные услуги ведомства доступны в электронном виде – регистрация прав, кадастровый учет, выдача сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

Регистрация прав на недвижимость через интернет экономит до 90% времени

Внедрение электронной формы подачи заявок на регистрацию прав (см подробнее об услуге в отдельной статье) значительно расширило возможности граждан. Добавленное удобство состоит в том, что теперь они могут подавать заявления экстерриториально (из любой точки страны), круглосуточно, без очереди. При этом были сокращены сроки регистрации, а физические лица также получили дополнительный бонус: 30% скидка на размер государственной пошлины.

Андрей Приданкин отметил, что одним из неожиданных результатов перехода на новую форму обслуживания стало то, что проведение правовой экспертизы заявок, поданных в электронном виде, выявляет не более 2% ошибок в комплектности подаваемых пакетов. Это отражает то, что граждане относятся к сбору документов с большим вниманием, и электронная форма подача не ведет к появлению дополнительных издержек на их обработку.

Более того, электронная форма подачи позволяет отделить друг от друга гражданина и чиновника. Это повышает прозрачность работы Росреестра в целом, добавил он.


7 3 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Андрей Приданкин, заместитель руководителя Росреестра

Электронная форма подачи заявок оказалась удобной также и для юридических лиц. В ходе проведенного эксперимента, в котором приняло участие Агентство стратегических инициатив, было оформлено через портал Росреестра 1450 сделок. Результат показал, что переход на электронную форму позволил сэкономить до 90% рабочего времени сотрудников компании, занимающейся регистрацией сделок. Это то время, которое им пришлось бы тратить на поездки в офис Росреестра, если бы заявки подавались в традиционной, очной форме.

Среди имеющихся на сегодня проблем, как отметил Андрей Приданкин, выделяется две: еще не полная готовность людей доверять электронным формам подачи документов, а также частое отсутствие среди услуг, оказываемых населению нотариальными конторами, функции нотариально заверенного перевода документов в электронный вид.

Росреестр начал оказывать услуги в электронном виде в 2011 году. Переход на новую форму взаимодействия с гражданами, по словам советника руководителя Росреестра Андрея Приданкина, позволил сократить штатную численность сотрудников на 10 тыс. человек – с 45 до 35 тыс., а длительность выполнения основных операций – с 17 до 10 дней.

Если
рассмотреть законотворческую деятельность
субъектов Федерации в разрезе особенностей
информационных процессов, возникающих
между центром и регионами, характерной
особенностью здесь можно признать
ведущую роль Министерства юстиции РФ
не только в обеспечении информатизации
регионов, но и контроле развития
законодательства субъектов Федерации.

Еженедельно
(а иногда ежедневно) из Министерства
юстиции РФ в регионы направляются
новейшие нормативные правовые акты,
получаемые из законодательных и иных
органов, а также директивные материалы
Министерства. Из регионов в порядке
обратной связи поступают акты регионального
законодательства. Характерно то, что
функцией Министерства юстиции РФ
является проведение юридической
экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации на
предмет их соответствия Конституции
РФ и федеральным законам.

Для
обеспечения этой функции создана
интегрированная база данных
«Правотворчество». Автоматизированная
информационная подсистема «Правотворчество»
представляет собой «экспертную систему,
включающую правовые базы данных и базы
данных знаний, она позволит более
эффективно и качественно выполнять
задачи и функции законопроектной
деятельности, возложенные на Минюст
России».

За
год в Министерстве юстиции РФ проводится
юридическая экспертиза приблизительно
по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание
эффективной системы учета и контроля
развития законодательства субъектов
Российской Федерации, усиление
государственно-правовой ответственности
за неисполнение или ненадлежащее
исполнение Конституции РФ и федерального
законодательства.

Помимо
функций контроля и согласования развития
нормативного правового массива Российской
Федерации (включая информационно-правовые
аспекты) Министерство юстиции РФ ведет
учет нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также, в силу
возложенных на него функций, обладает
чрезвычайно развитой системой правовой
информации и активно участвует в
процессах информатизации правовой
системы России.

Основным
информационным ресурсом системы правовой
информации Министерства юстиции РФ
являются базы данных правовых актов.
Ресурс включает в себя несколько массивов
информации: компьютерные базы данных
«Фонд», «Эталон», фонд правовых актов
на бумажных носителях.

Отличительной
чертой баз данных правовой информации
«Фонд» и «Эталон» является «качественная
обработка правовых актов, возможность
внесения изменений в правовые акты в
соответствии с текущей правотворческой
деятельностью, оперативное предоставление
пользователям по телекоммуникационным
каналам как актуальной редакции текста
правового акта, так и нужной пользователю
версии на любую дату». Все эти особенности
имеют весьма существенное значение для
повышения оперативности и качества
информационно-правового обеспечения
законодательной деятельности как на
федеральном, так и на региональном
уровнях.

Одной
из важных особенностей, обеспечиваемых
базой данных «Эталон», является то, что
наряду с обычным набором услуг «Эталон»
предоставляет статистические данные
о работе судов, информацию о деятельности
Министерства юстиции РФ, сведения о
зарегистрированных в данном Министерстве
общественных и религиозных объединениях
и др.

Вообще,
в системе правовой информации Министерства
юстиции РФ особое место принадлежит
информационным ресурсам судебной
практики и правовой статистики, данные,
которых во многом отражают результативность
функционирования всей правоохранительной
системы и позволяют законодателю
работать с оперативной информацией и
вести информационно-аналитические
исследования состояния правопорядка
с тем, чтобы обеспечить адекватное
правовое регулирование либо оценить
эффективность существующего правового
регулирования в данной области.

Проведение
правовых, экономических и политических
реформ в Российской Федерации обусловило
потребность пользователей правовой
информации в законодательстве зарубежных
стран. В соответствии с Указом Президента
РФ от 2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы
Министерства юстиции Российской
Федерации» функции по предоставлению
правовой информации и осуществлению
международного информационно-правового
обмена возложены на Министерство юстиции
РФ.

В
целях удовлетворения информационных
потребностей органов государственной
власти (равно и других субъектов правовой
системы) Министерством юстиции РФ был
проведен анализ существующих глобальных
справочных систем по законодательству,
в результате которого была выделена
Общемировая информационно-правовая
сеть (Global Legal Information Network; GLIN), функционирующая
на базе Библиотеки Конгресса США.

Архивы
GLIN включают в себя основные нормативные
правовые акты практически всех стран
мира в электронном виде, на бумажных
носителях, фотопленках. В настоящее
время ведутся работы, направленные на
перевод максимального количества
документов в машиночитаемую форму и
предоставление информации посредством
сети Интернет. Перспективный план
развития сети предусматривает, что в
скором времени проект GLIN будет работать
по принципу распределенной обработки
и хранения информации. Во многих
государствах уже созданы и функционируют
«рабочие станции, которые имеют прямой
выход со своего сервера в Интернет и
обеспечены необходимыми для хранения
больших массивов информации аппаратными
средствами». В целях создания рабочей
станции на базе Научного центра правовой
информации при Министерстве юстиции
РФ, который в соответствии со своими
обязанностями является центральным
узлом информационно-телекоммуникационной
системы Министерства юстиции РФ, в
настоящее время проводится соответствующий
комплекс мероприятий.

Еще
одним важным направлением деятельности
Министерства юстиции РФ в области
информационно-правового обеспечения
субъектов правовой системы являются
налаживание международного информационного
обмена и участие информационного ресурса
Министерства юстиции РФ в международных
системах правовой информации. Одной из
таких систем является информационно-правовое
пространство Содружества Независимых
Государств, которое строится на основании
Концепции, утвержденной решением Совета
глав правительств от 18 октября 1996 г. На
основании Положения о Министерстве
юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен
правовой информацией с иностранными
государствами, координирует деятельность
по созданию национальных банков данных
законодательства государств-участников
СНГ.

Деятельность
Министерства юстиции РФ в области
информатизации правовой сферы учитывает
международные стандарты и нормы,
применяемые в этой области. Информационные
системы Министерства юстиции РФ строятся
с учетом перспективы интеграции в
различные международные информационные
системы, как этого требуют явно
прослеживающиеся сегодня тенденции
согласовываться с решением задач
планирования государственной
социально-экономической политики.

Министерство
юстиции Российской Федерации (Минюст
России) — федеральное министерство,
проводящее государственную политику
и осуществляющее управление в сфере
юстиции, а также координирующее
деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти.
Министерство юстиции Российской
Федерации занимается выработкой и
реализацией государственной политики
и нормативно-правовым регулированием.

Информационная
система представляет собой систему,
функционирование которой во времени
заключается в сборе, хранении, обработке
и распространении информации о
деятельности какого-то объекта реального
мира. Информационные системы предназначены
для решения задач обработки данных,
автоматизации конторских работ,
выполнения поиска информации и отдельных
задач, основанных на методах искусственного
интеллекта.

Функцией
Министерства юстиции РФ является
проведение юридической экспертизы
нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации на предмет их
соответствия Конституции РФ и федеральным
законам. Для обеспечения этой функции
создана интегрированная база данных
«Правотворчество». Автоматизированная
информационная подсистема «Правотворчество»
представляет собой экспертную систему,
включающую правовые базы данных и базы
данных знаний, она позволит более
эффективно и качественно выполнять
задачи и функции законопроектной
деятельности, возложенные на Минюст
России.

1.
Кузнецов, П. У. Информационные технологии
в юридической деятельности / П. У.
Кузнецов.; М.: Юрайт, 2011.; 422 с.

2.
Острейковский, В. А. Информатика / В. А.
Острейковский.; Москва, Высшая школа,
2010.; 430 с.

3.
Провалов, В. С. Автоматизированные
информационные технологии управления
/ В. С. Провалов. ; Киров: Изд-во ВятГГУ,
2008.; 250 с.

4.
Шафрин, Ю. А. Информационные технологии:
Офисная технология и информационные
системы / Ю. А. Шафрин.; М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 2011.; 410 с.

5.
Юридическая энциклопедия / под ред. Б.
Н. Топорнина.; М.: Юристъ, 2008.; 1272 с.

по отраслям народного хозяйства в целом по стране и по субъектам Федерации; статистическую информацию в разрезе регионов; подсистема «Регион» — обеспечивает: мониторинг социальных, экономических и политических процессов в регионах (показатели — паспортные данные регионов, показатели по экологии регионов, периодичность — месячная); формирование и ведение информационно-справочных паспортов субъектов Федерации;

содержит информацию по экологии в разрезе регионов; подсистема «Общественно-политические партии и движе-

ния» — обеспечивает сбор и обработку информации по общест- венно-политическим организациям Российской Федерации на основе сообщений средств массовой информации;

подсистема «Электронные справочники» — включает справочники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, справочные данные о парламентах стран мира, органах управления стран СНГ и др.;

подсистема «Аналитика» — должна обеспечить поддержку анализа влияния принятых законов на идущие в обществе процессы, поддержку экспертной деятельности в условиях принятия оперативных или стратегических решений, обработку неструктурированной текстовой информации и др.

Информационные ресурсы Совета Федерации составляют (в числе прочего) следующие базы данных: ИПС «Закон» Правового управления Аппарата Государственной Думы; «Эталон» НЦПИ при Министерстве юстиции РФ; эталонный банк правовой информации НТЦ «Система»; Статистика стран СНГ; Статистика России; Социально-экономическая статистика; Паспорта регионов РФ: социально-экономический мониторинг; экономическая информация, информация о чрезвычайных ситуациях, информация о правонарушениях (по сводкам МВД России).

Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства

юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление госу- дарственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информацией в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network — GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США.

СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Для решения вопросов в области правовой информации 25 июня 1975 г. было издано постановление Совета Министров

СССР за № 58 о создании Научного центра правовой информации (НЦПИ). Он был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.

На НЦПИ приказом Министра юстиции СССР с 1 июля 1977 г. возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывает министерствам и ведомствам СССР методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В целях систематизации и совершенствования законодательства ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР

Советом Министров СССР в марте 1978 г. было принято совместное постановление об издании в 1981-1985 годах Свода законов СССР. Значительная роль в организации этой работы отводилась НЦПИ.

Сегодня НЦПИ осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов

др. Научный центр правовой информации выступает как головное учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ.

Научный Центр правовой информации — государственное учреждение, имеющее наибольший в России опыт работы по автоматизированной обработке правовой информации. С начала 1990-х гг. в НЦПИ создается база нормативных актов «Эталон»,

затем и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Сегодня программный комплекс «Эталон Плюс» представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству. В «Эталон» входят более 200 000 текстов действующих нормативных актов в контрольном состоянии, среди них: законы и постановления Федерального Собрания Российской Федерации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; международные договоры и соглашения,

также другие нормативные акты межгосударственного характера; действующие нормативные акты бывшего СССР.

Программный комплекс «Эталон Плюс» содержит разделы: Федеральное законодательство — нормативные акты высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера Содружества Независимых Государств, бывшего СССР, законодательные акты субъектов Рос-

сийской Федерации; Законодательство Москвы;

Законодательство Московской области.

Программный комплекс «Эталон Плюс» предназначен для:

информационного обеспечения деятельности центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах Российской Федерации; автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных

технологий распределенной обработки данных; формирования и ведения единого банка данных нормативных

правовых актов субъектов Российской Федерации на основе информации субъектов Российской Федерации, поступающей в центральный аппарат Минюста России;

использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях.

В 2001 г. во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Министерством юстиции Российской Федерации разработана автоматизированная подсистема «Федеральный регистр» единой системы информационно-телекоммуникацион- ного обеспечения.

Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей собой совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему.

Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.

В фонде НЦПИ содержится огромное количество правовой информации на бумажных носителях:

45 025 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти бывшего Союза ССР;

1800 ведомственных нормативных правовых актов бывшего Союза ССР;

45 000 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти;

более 7670 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Имеются также нормативные правовые акты органов судебной власти.

фонде бумажных носителей представлены нормативные правовые акты, принятые законодательной и исполнительной властью г. Москвы.

Также в фонде имеются нормативные правовые акты бывшего Союза ССР и РСФСР, переплетенные по источникам опубликования: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР с 1917 г.; Собрание законов и распоряжений СССР с 1924 г.; Собрание постановлений Правительства

СССР с 1938 г.; Ведомости Верховного Совета СССР с 1954 г.

этом же фонде имеются нормативные правовые акты Союза ССР и РСФСР: Постановления Совета Министров РСФСР с 1955 г.; Законы и Указы СССР с 1938 г.; Сборник Законов СССР

1938 г.; Протокольные Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1923 г.; Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1935 г.; Протоколы Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР с 1935 г.; Постановления Экономического Совета при Совете Народных Комиссаров СССР

1930 г.; Постановления Совета Министров СССР с 1946 г.; Распоряжения Совета Министров СССР с 1924 г.; Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1958 г.; Бюллетени Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1978 г.; Бюллетени финансового и хозяйственного законодательства СССР с 1925 г.; Бюллетени Всесоюзного Центра Совета Профессиональных Союзов с 1929 г.; Сборники

В Росреестре создан самый большой в мире единый кадастр недвижимости, включающий сведения о более чем 140 миллионах земельных участков, зданий, сооружений и частей помещений. К 2012 году все филиалы кадастровой палаты перешли на централизованное ведение кадастрового учета с применением единой автоматизированной информационной системы, рассказывали в Росреестре.

Для автоматизации деятельности Росреестра используются следующие информационные системы:

Официальный сайт Росреестра

Основная цель портала – оказание госуслуг в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета в электронном виде, что призвано повысить эффективность деятельности Росреестра, сократить время ожидания заявителей, обратившихся в Росреестр и его территориальные органы, сделать государственные услуги действительно доступными и качественными.

Портал был запущен в марте 2010 года. Ведомство оцифровало и выложило в интернете кадастровые карты 36 регионов России; позднее на сайте maps.rosreestr.ru была запущена публичная кадастровая карта всей России.

Портал Росреестра позволяет не только просматривать кадастровые карты, но и получать в режиме онлайн информацию об объектах недвижимости (адрес, кадастровый номер и т.д., но не персональные данные собственников) и подавать заявления об их постановке на учет. Стоимость нанесения на карту информации из всех регионов страны экс-замруководителя Росреестра Сергей Сапельников оценивал в 50-60 млн рублей.

Первоначально создание портала обошлось в 27 млн рублей — проект выполнили «Ай-теко», Data+ и ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», подведомственный Росреестру, рассказывал Сапельников. Завести на портал один регион стоило около 1,3 млн рублей. Поддержка кадастра недвижимости и системы регистрации прав обходится примерно в 300 млн рублей ежегодно. В дальнейшем Сапельников планировал расширить функции портала — например, запустить 3D-версию кадастра (позволяет полностью отображать здания и сооружения, а не просто их проекции).

По состоянию на июнь 2015 года официальный сайт Росреестра представляет собой часть автоматизированной системы оказания государственных услуг в электронном виде в сфере недвижимости, функционирующую на федеральном уровне. Сайт имеет внешний, внутренний сегменты, а также подсистему интернет-сайтов территориальных органов Росреестра, реализованную в виде подсайтов официального сайта.

Официальный сайт Росреестра предназначен для предоставления услуг в электронном виде в сфере недвижимости всем заинтересованным лицам и обеспечивает взаимодействие между пользователями и учетными системами.

Внешний сегмент Официального сайта Росреестра

Технологическая платформа внешнего сегмента Официального сайта Росреестра состоит из:

подсистемы внешнего сегмента Официального сайта Росреестра в составе:

подсистемы СУБД в составе:

подсистемы интеграционной шины в составе:

подсистемы принимающих электронных сервисов в составе:

каталога пользователей, доступ к которому осуществляется посредством LDAP, в составе:

Перечень сервисов и подсистем внешнего сегмента Официального сайта Росреестра:

Внутренний сегмент Официального сайта Росреестра

Технологическая платформа внутреннего сегмента Официального сайта Росреестра
состоит из:

подсистемы внутреннего сегмента Официального сайта Росреестра в составе:

Перечень сервисов и подсистем внутреннего сегмента Официального сайта Росреестра:

Единая система взаимодействия с расчётными организациями (Платёжный шлюз) служит для организации работ по обеспечению возможности оплаты услуг Росреестра как для заявок, созданных на Официальном сайте Росреестра, так и для заявок, созданных в территориальных органах. Платёжный шлюз принимает и обрабатывает реестры платежей, сформированные и подписанные ЭП уполномоченного сотрудника расчетной организации, заключившей договор оферты с Росреестром.

Передача реестра платежей осуществляется посредством обращения к соответствующему сервису Официального сайта Росреестра.

Список и описание модулей Платежного шлюза:

Система интеграции и доставки сообщений

Система интеграции и доставки сообщений (СИДС) представляет собой транспортную распределенную информационную систему интегрированного экстерриториального доступа к территориально-распределенным информационным ресурсам учетно-регистрационных систем и предназначена для реализации процессов оказания информационных услуг клиентам Росреестра в электронном виде на основе гарантированной доставки информационных запросов от клиентов к объектам-держателям информационных ресурсов и от объектов-держателей к клиентам сообщений, содержащих релевантную запросам информацию.

СИДС функционирует на федеральном уровне и уровне субъекта РФ.

Технологическая платформа СИДС состоит из:

  • Microsoft Windows Server 2003;
  • Microsoft Windows Server 2008;

Единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН, ФГИС ЕГРН) объединяет базы данных единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра объектов недвижимости (ГКН).

ПК ИС ЕГРП и АИС «Юстиция»

Программный комплекс информационная система ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Автоматизированная информационная система «Юстиция» (далее совместно – учетные системы) предназначены для:

В качестве СУБД в АИС «Юстиция» используется СУБД Oracle (используемые версии от 8.1.7 до 11g). Клиентская часть программного обеспечения выполнена на базе
многоуровневой объектно-ориентированной модели предметной области с использованием инструментария Microsoft Visual FoxPro.

Серверная часть программного комплекса эксплуатируется под управлением операционных систем Microsoft Windows Server 2000/2003/2008 и Unix. На клиентских
местах установлена операционная система Microsoft Windows 2000/2003/XP/Vista и
прикладное программное обеспечение Oracle DataBase Client for Microsoft Windows.

В качестве СУБД в ПК ИС ЕГРП используется СУБД Oracle 10g (для ПК ИС ЕГРП версии 2010 и выше). Прикладное программное обеспечение разработано с использованием средств разработки Oracle Developer 6i.

Операционной системой, под управлением которой функционируют серверы баз данных, является Microsoft Windows Server 2000/2003/2008.

Часть компонентов программного комплекса разработана в технологии Microsoft. NET и функционирует под управлением Microsoft Internet Information Server.

Восемь открытых конкурсов на создание электронных карт Росреестр объявил в июне 2010 г. Информация об этом была размещена на сайте zakupki.gov.ru. Подача заявок завершилась 9 июля 2010 г. Итоги Росреестр обещает подвести 23 августа 2010 г.

В каждом лоте — один федеральный округ, лишь Северо-Кавказский и Южный округа разыграют на одном конкурсе. Масштаб электронных карт будет составлять 1:25 000 и 1:50 000. Общая стоимость конкурсов — чуть более 2,8 млрд руб. Дешевле всего (53,1 млн руб.) оценивается оцифровка Центрального федерального округа, дороже всего (830,7 млн руб.) — создание цифровых карт Сибири. Создание цифровых навигационных карт — часть федеральной целевой программы (ФЦП) «Глонасс», рассчитанной до 2012 г.

Высокая стоимость проекта связана с тем, что приходится не столько оцифровывать уже имеющиеся карты, сколько создавать с нуля топографическую основу для этих карт. Для этого потребуются космическая и аэрофотосъемка, полевые работы, объясняет замминистра экономического развития (курирует деятельность Росреестра) Игорь Манылов. По его словам, карты будут общедоступны. Но бесплатный доступ к ним получат только госструктуры. Навигационные карты, которые сейчас делают коммерческие структуры, не отличаются точностью и не охватывают всей территории России. Государственные открытые топографические и навигационные карты обеспечат точной информацией строителей, девелоперов, работников спасательных служб и др., а также разработчиков геоинформационных сервисов, разрабатывающих, к примеру, маршрутные системы для спутниковых навигаторов, резюмирует Манылов.

Манылов не стал называть ни количества поступивших на конкурсы заявок, ни имен претендентов.

Участники картографического рынка предполагают, что помимо профильных ФГУПов, подчиненных Росреестру, интерес к конкурсам может проявить российский производитель цифровых карт «Навител», Navteq (100% его акций принадлежит Nokia) и Tele Atlas. Вчера связаться с представителями Tele Atlas не удалось.

Гендиректор «Навител» Александр Казаков говорит, что его компания в конкурсах не участвует. То же самое сказал «Ведомостям» и директор Navteq по развитию персональной и мобильной навигации Павел Козлов. Теоретически компании интересны подобные проекты, рассуждает он. Но в России есть ряд нерешенных вопросов — например, с авторскими правами на карты. Если компания создает карту по заказу государства, то и распоряжается ею оно. Политика же Navteq состоит в том, чтобы создавать и расширять собственную коммерческую картографическую базу. Поэтому Navteq пока не проявляет большой активности на подобных конкурсах, резюмирует Козлов.

Негосударственные производители карт, работающие в России, могут выполнить заказ государства, соответствующий опыт у них есть, полагает руководитель картографического проекта «Прогород» компании «Сидиком» Александр Буянов. Уже сейчас коммерческие карты покрывают большинство городов России, но в рамках государственного проекта требуется в кратчайшие сроки покрыть абсолютно все населенные пункты России — одной компании с такой задачей не справиться. Чтобы выполнить задачу, требуется совместная работа госпредприятий и коммерческих компаний, говорит Буянов.

Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции рф

Выполнила:
студентка группы В3БЗЮРгп-22

«20» марта
2014 г.

1.
Особенности автоматизированных
информационных систем.

2.
Основные направления информатизации
правотворческой деятельности.

3.
Автоматизированные информационные
системы Министерства юстиции РФ.

4.
Назначение автоматизированных
информационных систем Министерства
юстиции РФ.

До
недавнего времени процесс учета и поиска
правовой информации проводился в
основном вручную. В настоящее время с
развитием высокопроизводительной
вычислительной техники и созданием
автоматизированных информационно-поисковых
систем идет активный процесс
усовершенствования поиска правовой
информации.

Создание
автоматизированных информационно-поисковых
систем по законодательству имеет ряд
и несомненных преимуществ по сравнению
с традиционными видами учета нормативных
актов:

а) учитывая,
что в них закладывается практически
неограниченный объем нормативно-правовой
информации (законодательство страны,
других государств, проекты законов,
решения судебных органов и т.п.), при
обращении к ним можно получить любую
справку;

б)
оперативность получения требуемой
информации и т.д.

Так
сегодня информационный фонд, представленный
в компьютерной сети Государственной
Думы, распределен по следующим рубрикам
и базам данных: информация о деятельности
Федерального Собрания РФ, информация
о составе депутатов Федерального
Собрания РФ, информация по законодательству,
экономическая и статистическая
информация, справочная информация,
сводки российских информационных
агентств.

В развитие
информационно-правового обеспечения
законодательной деятельности проведена
разработка серии прикладных программ,
которые объединены под общим заголовком
«Интеллектуальные инструменты юридической
деятельности»: шестиязычный юридический
словарь, тезаурус EUROVOC (русская версия),
алфавитно-предметные указатели к
Конституции РФ и Гражданскому кодексу
РФ, сборник образцов документов
Государственной Думы, база данных
«Законопроекты» и т.д.

Разработан
ряд информационных решений по обеспечению
деятельности Совета Федерации. Среди
них следующие подсистемы: «Парламентские
процедуры и регламент», «Планирование»,
«Заседания Совета Федерации»,
«Законопроект», «Законодательство»,
«Контроль», «Статистика», «Регион»,
«Общественно-политические партии и
движения», «Электронные справочники»,
«Аналитика» и др.

Особенности автоматизированных информационных систем.

Информационная
система представляет собой систему,
функционирование которой во времени
заключается в сборе, хранении, обработке
и распространении информации о
деятельности какого-то объекта реального
мира. Информационная система создается
для конкретного экономического объекта
и должна в определенной мере копировать
взаимосвязи элементов объекта.

Информационная
система (ИС) – это «совокупность внутренних
и внешних потоков прямой и обратной
информационной связи объекта, методов,
средств, специалистов, участвующих в
процессе обработки информации и выработке
управленческих решений».

Информационные
системы предназначены для решения задач
обработки данных, автоматизации
конторских работ, выполнения поиска
информации и отдельных задач, основанных
на методах искусственного интеллекта.

Задачи
обработки данных обеспечивают обычно
рутинную обработку и хранение информации
с целью выдачи (регулярной или по
запросам) сводной информации, которая
может потребоваться для управления
выбранным объектом.

Информационная
система является системой информационного
обслуживания работников управленческих
служб и выполняет технологические
функции по накоплению, хранению, передаче
и обработке информации. Она складывается,
формируется и функционирует в регламенте,
определенном методами и структурой
управленческой деятельности, принятой
на конкретном экономическом объекте,
реализует цели и задачи, стоящие перед
ним. Однако отметим, что современный
уровень информатизации общества
предопределяет использование новейших
технических, технологических, программных
средств в различных информационных
системах.

Автоматизированная
информационная система (АИС) представляет
собой «совокупность информации,
математических методов и моделей,
технических, программных, технологических
средств и специалистов, предназначенную
для обработки информации и принятия
управленческих решений».

Создание
АИС способствует повышению эффективности
производства объекта и обеспечивает
качество управления. Наибольшая
эффективность АИС достигается при
оптимизации планов работы предприятий,
организаций и учреждений, быстрой
выработке оперативных решений, четком
маневрировании материальными и
финансовыми ресурсами и т. д.

Также
возрастание объемов информации в
информационной системе организаций,
потребность в ускорении и более сложных
способах ее обработки вызывают
необходимость автоматизации работы
информационной системы, т. е. автоматизации
обработки информации. В целом АИС можно
рассматривать как человеко-машинную
систему с автоматизированной технологией
получения результатной информации,
необходимой для информационного
обеспечения персонала и оптимизации
процесса управления в предметной
деятельности. В силу сложности
структуризации информации и формализации
процессов ее обработки автоматизация
всех информационных процедур организации
затруднена. Степень автоматизации
различных информационных процессов
колеблется от 10 до 20%.

В
АИС проявляется возможность отображения
на информационную плоскость всего, что
происходит с организацией. Все
экономические факторы и ресурсы выступают
в единой информационной форме, в виде
данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *